Онлайн-ретроспектива фильмов Джона Смита

Несколько лет назад я посмотрел «Гостиничные дневники» Джона Смита на фестивале в Тампере и вышел из зала с ощущением, что мое представление о том, как можно и нужно делать кино, изменилось навсегда. Эти короткие фильмы, снятые в неуютных гостиничных номерах, в которых приходилось останавливаться режиссеру, – почти экспромтом, без всякого бюджета, с помощью маленькой любительской камеры и собственного голоса, – держат внимание зрителя не хуже хорошего детектива, хоть и не имеют с последним ничего общего.
Смит не ищет «красивых» и масштабных кадров как повода для высказывания. Какой-нибудь мелочи в ничем не примечательном гостиничном номере ему оказывается вполне достаточно, чтобы запустить в наших головах цепную реакцию ассоциаций и причинно-следственных связей. Они уводят нас так далеко от видимой на экране двухмерной обыденной «реальности», что неизбежное возвращение в экранное «здесь и сейчас» напоминает внезапное пробуждение от сна.
Вернувшись домой и порывшись в Интернете, я понял, что уже заочно встречался с этим автором. Оказалось, это тот самый режиссер, который дирижировал движением на перекрестке в классическом фильме «Девушка, жующая жвачку» и спасался от страшной Черной Башни на улицах Лондона в одноименном короткометражном триллере…
Мы с удовольствием представляем вниманию зрителей Kinodot программу фильмов Джона Смита, одного из наиболее интересных и самобытных авторов киноавангарда наших дней.

Михаил ЖелезниковФильмы

Девушка, жующая жвачку
режиссер  Джон Смит
1976

"В 12-минутной съемке типичной шумной улицы закадровый голос, кажется, руководит событиями, которые разворачиваются перед объективом. Но скоро становится понятным, что не действие подчиняется голосу, а голос действию. На фоне потрясающего изображения и звуковой дорожки кажется, что голос получает контроль над сценой, предсказывает события, которые впоследствии подтверждаются в кадре. Насколько этот трюк напоминает нам просмотр вечерних новостей?
Как и лучшие работы Криса Маркера, фильм Смита обнажает искусственность «реальности», лишая нас точки опоры". КольерУайт, рецензия на выставку в Artists Space, Нью-Йорк, 2007 (...)

Ом
режиссер  Джон Смит
1986

"В четырехминутном фильме проводится своеобразный эксперимент над нашей реакцией на слуховые, визуальные, идеологические стереотипы. Выстроив систему ассоциаций, Смит ловко ведет зрителей по ожидаемой тропе. Кадры предельно просты и искусны. Отправная точка – конкретный стереотип, и в конце пути мы приходим к его полной противоположности. Вместе со сменой картинок переворачивается наше прочтение увиденного и услышанного". Гари Дейвис (...)

Черная башня
режиссер  Джон Смит
1987

"С фильмом «Черная Башня» мы оказываемся в мире человека, которого преследует башня и, как ему кажется, терроризирует его по всему Лондону. Главный герой нам представлен только лишь голосом за кадром, который ведет нас от волнения к нервному срыву, а от нервного срыва к загадочной смерти. … Уверенность и искусность Смита-режиссера разрушает представление об авангарде как сухом, непрофессиональном и скучном зрелище. В «Черной Башне» автор играет как с выразительными средствами кино, так и с эмоциями зрителя". Ник Хоутон, независимый критик (...)

Порча
режиссер  Джон Смит
1996

"Фильм «Отрава» был сделан совместно с композитором Джоселин Пук. История разворачивается вокруг здания по M11 Линк Роуд в восточном Лондоне, печально известном длительной и ожесточенной борьбой жителей против сноса своих домов. В фильме отражены события двух лет – от сноса домов до начала строительства автомагистрали. В саундтрек вошли звуки с места событий, а также отрывки разговоров жителей.
Хотя фильм основан на реальных событиях, «Отрава» – не типичная документальная картина. Амбивалентность материала позволила наполнить фильм новым содержанием, добавить метафоры, которые при помощи монтажа изменяют реальность". А.Л. Риз, «История экспериментального фильма», 1999 (...)

Поцелуй
режиссер  Джон Смит
1999

"Невероятно красивая лилия, кажется, растет на наших глазах, медленно изменяя форму; шум, напоминающий дыхание, создает почти человеческое присутствие в кадре…" Фрэд Кампер, Chicago Reader, 2001 (...)

Худший вариант развития событий
режиссер  Джон Смит
2003

Исследование многозначности документальных фотографий, развивающее ассоциации, вызванные немецким каламбуром. (...)

Гостиничные дневники. Застывшая война
режиссер  Джон Смит
2001

«Гостиничные дневники» снимались в течение шести лет в отелях шести разных стран. Эпоха «войны против терроризма» Буша и Блэра представлена через серию видеозаписей, в которых бытовые эпизоды из жизни автора соотносятся с происходящими в то же время конфликтами в Афганистане, Ираке и Палестине. Случайные гостиничные номера превращаются в съемочную площадку, а архитектура, мебель и интерьеры становятся связующим звеном между режиссерскими впечатлениями и важнейшими мировыми событиями. (...)

Гостиничные дневники. Музейный экспонат
режиссер  Джон Смит
2004

«Гостиничные дневники» снимались в течение шести лет в отелях шести разных стран. Эпоха «войны против терроризма» Буша и Блэра представлена через серию видеозаписей, в которых бытовые эпизоды из жизни автора соотносятся с происходящими в то же время конфликтами в Афганистане, Ираке и Палестине. Случайные гостиничные номера превращаются в съемочную площадку, а архитектура, мебель и интерьеры становятся связующим звеном между режиссерскими впечатлениями и важнейшими мировыми событиями. (...)

Гостиничные дневники. Разбрасывая камни
режиссер  Джон Смит
2004

«Гостиничные дневники» снимались в течение шести лет в отелях шести разных стран. Эпоха «войны против терроризма» Буша и Блэра представлена через серию видеозаписей, в которых бытовые эпизоды из жизни автора соотносятся с происходящими в то же время конфликтами в Афганистане, Ираке и Палестине. Случайные гостиничные номера превращаются в съемочную площадку, а архитектура, мебель и интерьеры становятся связующим звеном между режиссерскими впечатлениями и важнейшими мировыми событиями. (...)

Флаг на горе
режиссер  Джон Смит
2010

Взгляд вдоль границы разделенного кипрского города Никосии – от крыш греческой части на юге до гор стороны турецкой на севере. Чередуя крупные и дальние планы, фильм показывает полную драматизма ситуацию на фоне повседневной жизни двух частей города. (...)