Вступительная статья 2014
Суншань-Сортировочная
В конкурсную программу фестиваля Kinodot 2014 вошли 11 короткометражных фильмов, различных по стилю, тематике, настроению и киноязыку, но схожих по идеологии: авторы каждой из представленных картин стремятся к отказу от внешних эффектов и поверхностных манипулятивных приемов, возвращая кинематограф к эксперименту и поиску. Каждый фильм соответствует одному из четырех критериев, указанных в регламенте фестиваля: No Money (без денег), No Mumbling (без слов), No Music (без музыки), No Montage (без монтажа). История кино уже не раз демонстрировала, насколько полезным может оказаться творческое самоограничение для художника, способного внутри заданных рамок открыть для себя практически безграничное пространство для эксперимента. Режиссеры-участники фестиваля Kinodot пытаются в очередной раз делом подтвердить эту мысль.
В программу вошли как формалистические экспериментальные работы, ломающие каноны привычного киноязыка («Исчерпывающий эксперимент в Париже», «Вайл И.», «В тишине», «Суншань»), так и фильмы с более традиционной нарративной и визуальной структурой («Москва-Сортировочная», «Наблюдение», «Мир (снаружи)»).
Формальные поиски режиссеров часто лежат в области работы с пространством: так, в картине «Исчерпывающий эксперимент в Париже» наслоение изображений и звуков создает полифоническое звучание, превращая небольшой участок города в своеобразный палимпсест.
Автору захватывающего анимационного фильма «Циклоид» и вовсе удается вместить в четырехминутный отрезок жизнь всего мира, полную контрастов и противоречий, красоты и ужаса. Вполне привычные глазу картины Нью-Йорка и Амстердама в фильме «Вайл И.» превращаются в искусственные декорации, в которых вынуждены существовать герои.
Некоторые режиссеры ставят в центр повествования природу: авторы картины «Каменщик» запечатлевают архаический, почти ритуальный процесс каменной кладки на фоне будто застывших во времени полей и гор Северной Англии, создавая медитацию на тему уходящей натуры и прошлого, которое отражается в настоящем. В фильме «В тишине» — одной из самых необычных, несмотря на кажущуюся простоту, работ фестиваля — пейзажи сельской Франции постепенно поглощают главного героя; пространство побеждает и человека, и сам фильм, который словно растворяется в нем.
Впрочем, несмотря на стремление к экспериментам с пространством, временем и ландшафтом, режиссеры не забывают о человеке. Автор фильма «Цвет» через сочетание черно-белого изображения с яркими цветовыми фрагментами рассказывает историю становления художника. Картина «Наблюдение» проникает в закрытый мир музейных смотрителей, чьи живые внутренние монологи контрастируют с холодной, безликой средой.
Документальный фильм «Мир (снаружи)», посвященный тематическому китайскому парку под названием «Империя карликов», рассказывает о «маленьких людях», которые мечтают о признании, но вынуждены оставаться лишь забавным развлечением для людей «больших».
Особняком в программе стоит сюрреалистическая анимационная фантазия «День приключений»: участники музыкальной группы The Giant Fox & William Honda Group отправляются в путешествие в космос в компании Тигра, Дрожащей Женщины, Человека-Пушечного ядра и других не менее странных персонажей; такая вот «Люси в небесах с алмазами» нашего времени. Иногда ведь, в конце концов, хочется и просто повеселиться.
Евгения Новикова (специально для Kinodot)
Перейти на страницу конкурса